Алан Рикман – элегантность и ирония британского кинематографа и театра

Стандартная

Алан Сидни Патрик Рикман.

Алан Рикман в молодости
Рак, чума XXI века, унес жизни многих талантливых людей. Печальные события ознаменовали начало января: следом за Дэвидом Боуи, ушел Алан Рикман. Яркая звезда британского кинематографа погасла для всех уже навсегда. Были мысли у отечественных поклонников прийти к британскому посольству с цветами и воспоминаниями. Но, к сожалению, траурное шествие не состоялось – действие походило на сходку фанатов (преимущественно девочек и девушек), пришедших попрощаться со Снейпом.

Алан Рикман – Великий и любимый

Алан Рикман – актер с многогранным талантом, которого по праву можно назвать мастером перевоплощений. Но актёром он стал далеко не сразу. По окончании школы Рикман поступил на факультет графического дизайна Королевского колледжа искусств (Royal College of Art) и успешно окончил его, а после выпуска открыл собственную дизайнерскую фирму «Граффити» в Сохо. И, возможно, мир пополнился бы ярким и талантливым дизайнером, если бы в возрасте 26 лет Алан Рикман не решился в корне поменять призвание: он поступил в Королевскую академию драматического искусства.


Сейчас уже сложно найти какие-либо работы Алана Рикмана в качестве дизайнера. Чаще всего в интернете ссылаются на альбом ARK. В нем Алан Рикман выполнял работу текстового редактора, весьма вероятно и верстальщика текста. Также в 46 номере он брал интервью у Джима Хайнса(Jim Haynes), литератора. Сохранилось несколько рисунков, сделанных Аланом Рикманом, но все они сделаны уже в более зрелом возрасте. Фото рисунков и журнала можно найти в конце статьи.


Параллельно с учёбой Рикман успевал подрабатывать костюмером. По прошествии трех лет обучения, 29-летний Алан быстро завоевал симпатии и признание у лондонского театрального зрителя. Роль Вальмона из романа «Опасные связи» вызвала настоящий ажиотаж: билеты раскупались на несколько месяцев вперед, а афиши с его изображением стали дополнительным источником дохода для постановщиков. В Англии спектакль шел на протяжении двух с половиной лет и все то время пользовался бешеной популярностью. Конечно же, благодаря гениальной игре Рикмана. По признаниям коллег и критиков, в образе соблазнительного интригана Вальмона таилось нечто магнетическое. И, судя по реакции зрителей, Алан Рикман гипнотизировал, манипулировал сознанием, подобно кукловоду, а у женской половины его игра вызывала буйство сексуальных фантазий.

Опасные Связи

После оглушительного успеха на лондонской сцене было решено показать спектакль на Бродвее. Для американской публики версию подсократили, что отнюдь не помешало Рикману блестяще отыграть свою роль и произвести фурор. Поездка в Америку стала в прямом смысле судьбоносной: незаурядный талант разглядел Джоэл Силвер, продюсер, который и предложил сыграть роль хитроумного «террориста» Ганса Грубера в боевике «Крепкий орешек». К тому же, в ходе съёмок выяснилось: Алан Рикман, обладатель идеального британского произношения, может без особого труда сымитировать американский акцент.

На съемках крепкого орешка, Алан Рикман, Брюс Уиллис

На съемках крепкого орешка

С одной стороны, участие в экшене принесло Рикману широкую экранную славу, но оборотной стороной медали стало навязчивое амплуа злодея – в результате не удалось сыграть в экранной версии «Опасных связей» (1988), где роль Вальмона впоследствии досталась Джону Малковичу. А дальше мир увидел неклассическую интерпретацию образа шерифа Ноттингема, импозантного психопата, пытающегося выяснить будущее у ручной ведьмы, а также отобрать трон у правящего в те годы любителя крестовых походов – у того самого, что с львиным сердцем. Обаятельность злодея делала главного героя лишь бледной копией. А ведь если бы Робина Гуда играл кто-то менее талантливый, то актёр бы и вовсе потерялся на фоне блистательного и элегантного даже в своём безумии злодея. И вот, когда уже ярлык мерзавца, казалось бы, безвозвратно наклеен, Рикман играет две совершенно противоположные и, пожалуй, самые романтические роли: первая – главный герой в фильме «Месмер», в основу которого легла история любви Франца Антона Месмера (немецкого целителя-гипнотизера, создателя теории «животного магнетизма»), а вторая – полковник Брендон в экранизации «Разум и чувства» 1995 года по одноименному роману писательницы Джейн Остин. На второй роли стоит остановиться подробнее, поскольку здесь раскрылся многоплановый талант по части игры положительных персонажей. Во-первых, получение роли полковника оказалось делом не из лёгких – продюсеры сомневались в кандидатуре Алана Рикмана и его способностях (как бы смешно сейчас это не звучало). Однако Эмма Томпсон, писавшая сценарий к фильму и видевшая в роли полковника Брендона исключительно фигуру Рикмана, сумела развеять сомнения и убедить создателей в уникальном широкомасштабном таланте. И теперь уже трудно представить какое-то другое лицо, ведь в этом герое Алану Рикману удалось воплотить лучшие качества – перед зрителем предстал образ искренне любящего мужчины, преисполненного чувственности, благородства, великодушия и мудрости.
В фильмографии Рикмана было достаточно много разных нетривиальных ролей, таких как призрак виолончелиста из трогательного «Искренне, безумно, сильно», следователь из необычной и оригинальной картины «Страна в шкафу» (персонажа всего два, а действие разворачивается в одной комнате), муж с двойным дном из «Тихой гавани» или Алекс в «Снежном пироге», налаживающий дружбу с женщиной-аутистом.

Страна в шкафу. Алан Рикман и Мэделин Стоу

Страна в шкафу. Алан Рикман и Мэделин Стоу

Нельзя пройти мимо такого фильма как «Ужасно большое приключение». Здесь Рикман работал совместно с Хью Грантом. И, надо признать, дуэт вышел восхитительный. Фильм повествует о жизни третьесортного театра в послевоенной Англии. Раскованный, сексуальный и рассекающий во всей своей красе на мотоцикле – всё это о герое Рикмана – актере любительского театра П.Л. О’Харе, который блестяще исполняет роль Капитана Крюка. Любовный треугольник, роман с нимфеткой, эротические сцены и непредсказуемый финал прилагаются. Забавно то, что имена героев словно давали Рикману намек на будущее, связанное с поттерианой. Дядя Вернон и тетя Лили – так зовут родственников главной героини, а режиссёр театра – мистер Поттер (но не Гарри).

Ужасно большое приключение

Ужасно большое приключение

В 1997 году Алан Рикман пробует себя в качестве режиссёра. В свет выходит «Зимний гость», рассматривающий тему непростых отношений матери и дочери, раскрывающий проблемы юности, становления личности, взросления. Душевный «Зимний гость» со своей камерной атмосферой, зимними пейзажами, невероятными диалогами нашёл приют в сердцах как критиков, так и зрителей

В 1999 Рикман сыграл в «Догме» Кевина Смита. На сей раз ему досталась роль Гласа Божего, Метатрона, сыплющего искромётными репликами при каждом появлении и обижающегося на то, что ему постоянно заляпывают одежду. Экранного времени с трудом наберётся на 10-15 минут, но каждое появление запоминается. И не только потому, что это комедия с шикарными диалогами, блуждающими на грани фола, и появлением его святейшества Дж. Карлина, а во многом благодаря харизме Алана Рикмана.

Рикман в образе Метатрона

Несмотря на небольшое количество экранного времени Метатрон запомнился всем зрителям

2000-е годы стали для Рикмана плодотворны, как никогда прежде. Начались съемки «Гарри Поттера и Философского камня». Интересные роли одна за другой – Фил Аллен в «Английском Цирюльнике», Гарри из «Реальной любви», Антуан Риши из «Парфюмера», коварный судья Терпин из «Суинни Тодда». В 2012 году Майкл Хоффман снял комедию «Гамбит» с участием Алана Рикмана, Колина Ферта, Кэмерон Диаз и Стэнли Туччи — историю о том, как искусно отомстить надоевшему злобному боссу. Фильм стал ремейком версии 1966 года, и был резко и негативно воспринят критиками. Часть обвиняла картину в расизме, другие углядели плоский юмор, а третьи жаловались на недостаток шуток и растянутость сюжета. Но разве критики – истина в последней инстанции? Фильм не претендует на звание лучшей криминальной комедии всех времён. Но мистера Рикмана не в чем упрекнуть – превосходно отыграл сумасбродного, эксцентричного миллиардера Лайонела Шабандара. Последней режиссёрской работой для Алана Рикмана стал «Версальский роман», где он сыграл короля Франции Людовика XIV.

Гамбит, Алан Рикман сделал все, что мог

Гамбит, Алан Рикман сделал все, что мог

Современному зрителю Рикман запомнился по роли Северуса Снейпа – последствия регулярных появлений на протяжении 8 фильмов Поттерианы. Но до того как получить роль Снейпа, надо было побыть преступником, шерифом, божьим гласом, участником межгалактической экспедиции, романтическим героем, а ещё примерить рясу Распутина и много в каких личностей перевоплотиться. Запирать актера такого масштаба в рамки одного, прямо скажем, не самого сложного и глубокого образа – занятие неблагодарное. Глубину книжному персонажу дал актер, а не наоборот. Повальная истерия вокруг этого «малоприятного» персонажа началась исключительно благодаря личному чувству стиля, таланту и обаянию Алана Рикмана. Ему вовсе не обязательно играть первые главные роли, чтобы «сделать» фильм. Посмотрите клип группы «Texas» на песню «In Demand» продолжительностью в 4 минуты. Однообразное и молчаливое катание на машине превращается с участием Рикмана в короткометражный шедевр, с закадровой предысторией и сюжетом.
Алан Рикман создал великое множество неповторимых и незабываемых героев. Не ради собственного тщеславия, а из безграничной любви к своему призванию, для удовольствия зрителя. И хочется верить, что на вопрос «Через столько лет?» поклонники творчества Рикмана ответят: «Всегда!»

Клип «In Demand — Texas» с Аланом Рикманом:


Дополнительные материалы:

Работа Алана Рикмана в ARK:

Alan Rickman -- text editor

Тот самый журнал ARK, в котором Алан Рикман указан как редактор текста

Ark Issue #45 © Royal College of Art Alan Rickman’s Child’s Play

Ark Issue #45 Статья Alan Rickman’s Child’s Play

Ark Issue #46 © Royal College of Art – Alan Rickman’s interview with Jim Haynes

Ark Issue #46 © Royal College of Art – Alan Rickman’s interview with Jim Haynes

Ark Issue #46 © Royal College of Art – Alan Rickman’s interview with Jim Haynes

Ark Issue #46 © Royal College of Art – Alan Rickman’s interview with Jim Haynes

Несколько рисунков Алана Рикмана:

Рисунки Алана Рикмана

Благотворительный арт-проект Face Britain.
Средства пошли поддержку фонда The Prince’s Foundation for Children & the Arts

Leave a Reply

Lost Password

Sign Up