Советский кинофантаст Павел Клушанцев

Стандартная

27 апреля 1999 в Санкт-Петербурге умер человек, которого глубоко почитали Стивен Спилберг, Стэнли Кубрик, Джордж Лукас и без которого мы, возможно, не увидели бы те киношедевры вышеупомянутых товарищей в том виде, в котором они представлены сейчас. В кинематографических кругах ходит легенда, что Джордж Лукас, в период своего первого визита в Первопрестольную, попросил чиновников о встрече с великим мэтром, с «крестным отцом звездных войн».  Но те понятия не имели, о ком идет речь.  А искал Джордж Лукас Павла Клушанцева – кинооператора, режиссера, сценариста, писателя, революционера по части спецэффектов и просто гения. Увы, личной встречи не вышло.

Звездные Войны Джордж Лукас и Боба Фет

Павел Клушанцев Дорога к Звездам

Итак, Павел Владимирович Клушанцев. Мало кому из нового поколения что-то расскажут эти имя и фамилия. Да и при жизни, надо признать, фигура его не удостаивалась почестей и рукоплесканий. Но именно этот человек – прародитель такого любопытного жанра как научно-фантастический киноочерк, поскольку первым стал комбинировать научную фантастику с научно-популярным кино.  Его картины  вызвали интерес у западного зрителя, в то время как на родине были восприняты довольно сдержанно и холодно.

Павел Клушанцев появился на свет 25 февраля 1910 в Санкт-Петербурге в доме на Большой Монетной улице в семье бедных дворян. Отец погиб в 1919. В те годы шла Гражданская война. Клушанцевы лишились дома. Мать преподавала  в интернате, который разместился в заброшенном особняке. По одной из версий, там Клушанцеву попалась руки книга о парусных яхтах, после подробного изучения которой он начал изготавливать модели  корабликов, а по другой – он нашел материалы о ракетах, и на всю жизнь заболел космической тематикой. Кто знает, что из этого правда, а что вымысел? Как бы то ни было, Клушанцев всерьез увлекся техникой. В возрасте 14 лет Павел решил, что вполне может зарабатывать самостоятельно. Он соорудил токарный  станок, на котором вытачивал шахматные фигурки на продажу, занимался изготовлением и ремонтом мебели, а также зарабатывал на хлеб репетиторством по физике и математике  В детстве Клушанцев  мечтал  стать писателем, но любовь к технике взяла верх, и Павел решил подать документы в Технологический институт. Тут, как говорил сам Клушанцев, родословная сыграла злую шутку: он благополучно сдал экзамены, но администрацию ВУЗа смутило дворянское происхождение абитуриента. Тогда Павел Клушанцев отправился в Ленинградский кинофототехникум, куда был впоследствии принят на факультет кинооператоров.  Учебное заведение имело не столь творческий, сколько технический уклон, а это Клушанцеву и было нужно: оптика, электротехника, механика.  По окончании техникума попал по распределению  на студию «Беларусьфильм» (раньше – «Белгоскино»),  которая в те годы находилась в родном для режиссера Ленинграде. Там Клушанцев работал в качестве оператора 4 года, до 1934 – в тот год он перешел на Ленфильм» новую, маленькую, только открывшуюся студию «Лентехфильм».  Но операторская деятельность успела изрядно поднадоесть Клушанцеву.

Клушанцев в молодости

Клушанцев в молодости

Режиссерский дебют состоялся в 1936 с фильмом «Семь барьеров».  А следом,  в 1937 году Клушанцев снимает фильм «Неустрашимые», который символизировал первый шаг к научной фантастике в кинематографе. В тот же период времени администрация студии дала добро на  создание «трюкового кабинета» для комбинированных съемок – там создавались макеты, зарождались и воплощались в жизнь спецэффекты. Произошло еще одно знаковое событие в жизни Клушанцева — он познакомился с трудами Циолковского и загорелся желанием развивать тему космоса.  Но война приостановила скорейшее воплощение планов в жизнь. По свидетельствам коллег и дочери, Клушанцев работал на износ, до последнего, пока не слег от голода в блокаду.  После того, как состояние здоровья улучшилось, Павел Клушанцев с семьей эвакуировался в Новосибирск и пробыл там до самого окончания войны.  На фронт он не попал – причиной тому был диагностированный костный туберкулез.  Клушанцев служил Родине привычным для него способом –  создавал военные фильмы обучающего толка.  Но и тут  режиссер-экспериментатор  подошел творчески: в «Стрельбе на рикошетах»смог показать полет снаряда покадрово от ствола пушки до цели. После Великой Отечественной войны Клушанцев перешел на маленькую студию Леннаучфильм, где преступил к съемкам документального фильма «Полярное сияние» (до наших дней не сохранился).

Павел КлушанцевПроблема была следующая: сценарий был готов давно, но никто не знал, как реализовать задумку технически.  Никто, кроме Клушанцева, который изобрел специальное устройство, при помощи которого снимались все фазы сияния.  Правда, с самим фильмом были проблемы по части цензуры:  там говорилось о норвежских ученых, которые постигли тайну полярного сияния.  Такая информация  для уха советских людей была крайне нежелательна, потому как только советский человек идет впереди земного шара, остальные ковыляют где-то далеко сзади. Проблему решили быстро: директора студии уволили, обвинив в «антисоветчине», а упоминания о злосчастных норвежцах вырезали.  Клушанцева  не наказали, потому что он был единственный в своем роде, уникальный экземпляр.
В 1947  режиссер выпустил еще один фильм  – «Метеориты», в котором продемонстрировал искусство комбинированной съемки. Более того, метеоритный дождь, как впрочем и полярное сияние в предыдущем одноименном фильме, выглядели не нарисованными, а очень даже достоверными. В 1951 году фильм «Вселенная», который содержал научно-фантастические мотивы. Кстати, эта картина получила престижные награды на кинофестивалях в  Карловых Варах и Париже.

 «Дорога к звездам», выпущенная в 1957 году, соединила в себе научную фантастику с научно-популярным и документальным кино. Примечательно, что  в тот же год на орбиту вышел первый спутник.  А ведь когда Клушанцев подавал заявку на съемку фильма космической тематики, чиновники посоветовали снимать «полезное кино», например, о повышении урожайности сахарной свеклы, а полетов, согласно их предположениям, ждать оставалось не иначе как лет двести!  А ведь именно в этой ленте зритель увидел выход в человека в космос и даже высадку на Луну, познакомился с явлением невесомости и понаблюдал за работой космического экипажа. Клушанцев опять продемонстрировал фокусы комбинированной съемки и чудеса изобретательности. Им был сделан вращающийся 9-метровый щит с лампами разной яркости – это изобретение символизировало, и, что главное, отражало карту звездного неба.

В 1962 году вышла знаменитая первая недокументальная картина «Планета бурь». На Родине фильм встретили скептически, а отечественные критики обрушили массы негативных отзывов, но в мире дело обстояло совершенно иначе – 28 стран приобрели права на прокат творения Клушанцева.

совок

Рецензия на Звездные войны. Фантастику советское правительство не жаловало.

 В Америке позже, в 1965 году вышла первая перемонтированная версия, к которой «приделали» кадры с  американскими актерами, «Путешествие на доисторическую планету». Вторую версию обогатили полуобнаженными венерианскими амазонками и дополнили кадрами из научно-фантастического фильма «Небо зовет». Вторая версия получила название «Путешествие на планету доисторических женщин» и пользовалась популярностью. Правда, советский след решили убрать – упоминания о Клушанцеве стерли.womenoftheprehistoricplanet_halfsheet  Klushancev_003А он тем временем параллельно снимал продолжение своей «космической» трилогии» –  прекрасные образцы фильмов популярно-фантастического  жанра «Луна» (1965) и «Марс» (1968).

В 1970-м Павел Клушанцев получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. А в 1972 он ушел из кино и больше не снимал, но зато писал фантастические детские книги о бесконечно любимом им космосе. Например, «Станция Луна», «К другим планетам», «О чем рассказал телескоп» – авторство принадлежит Павлу Клушанцеву. Человек, снимавший фильмы об освоении планет и так верящий в космическое будущее, человек, опередивший время, обладающий пророческим даром, был практически слеп из-за неудачной операции на глазах и умер в страшной нищете и забвении в возрасте 89 лет в тесной комнате коммунальной квартиры. Вспомнили о режиссере на родине лишь к его 90-летию – когда его уже, как вы понимаете, не было в живых. Сам Клушанцев относился к жизни с иронией, не испытывал никаких иллюзий. В одном из интервью он однажды сказал:клушанцев

Leave a Reply

Lost Password

Sign Up